Специально для платформы SocioLogos.ru разобрали статью «На пути к новой социологии: ценности и сакральное» научного руководителя Института наследия и современного общества Валерия Александровича Фадеева, опубликованную им в прошлом году в первом номере общегуманитарного научного журнала «Patria».
Последние годы все чаще можно услышать о кризисе современной социологии, в том числе об этом писали многие видные исследователи, чьё мнение представлено на виртуальных страницах SocioLogos’а. Порцию критики получали как нарастающие в российском (да и не только) обществе проблемы доверия, которые конвертировались в набившее оскомину профессионалам падение достижимости опросов общественного мнения, так и давление на индустрию со стороны новых, а потому пока непроверенных временем инструментов сбора данных.
В своей статье Валерий Александрович предлагает сосредоточиться на других вопросах, более высокого порядка. Его волнует, если можно так выразиться, миссия социологии, которой он предлагает радикально самоопределиться и начать (или продолжить, поскольку наша наука и была на них ориентирована) работать с ценностями. Однако не просто изучать, но и предлагать «городу и миру» новые идеалы, которые должны быть особенно востребованы в условиях разрушения традиционной западной социокультурной модели, на которую Россия долгое время равнялась.
Современные отечественные исследователи обвиняются в излишней робости, которая вызвана, по всей видимости, тем, что многие «гнушаются этой темы, опасаясь слишком приблизиться к идеологической сфере, стремясь сохранить тем самым некую научную чистоту». Впрочем, решением этой непростой для каждого социального учёного проблемы может стать, по мнению Валерия Александровича, осознание того факта, что проблема ценностей не табуирована и политически не определена, а более того — постоянно подвергается политическим и идеологическим спекуляциям со стороны западных коллег. В качестве одного из примеров он приводит проект Рональда Инглхарта и сравнивает его с голым королём из сказки Ханса Кристиана Андерсена.
Ключевая идея статьи — признание факта двойственности природы человека. С одной стороны, он является существом профанным, которое живёт в материальном мире и стремится к комфорту и выгоде. С другой стороны, в нем сокрыто и сакральное, выражающееся в том, что человек ищет воодушевления, способен на духовные порывы, жертвы и поиски смысла. И если профанное, по всей видимости, достаточно хорошо изучено социологией, поскольку у автора к нему нет претензий, то в отношении сакрального высказываются серьёзные вопросы. Главный из них — как так получилось, что, если классики социологии, начиная от Эмиля Дюркгейма и заканчивая Максом Вебером не боялись включать религиозные и ценностные аспекты в свои труды, то сегодня эта сфера практически полностью приватизирована литературой, философией, конечно, религией, но только не нашей наукой?
Валерий Александрович жёстко критикует попытки редуцировать человека до набора алгоритмов и суммы нулей и единиц, а основателей идеологии постгуманизма хлёстко называет шарлатанами и прохвостами. Более того, он высмеивает саму возможность когда-либо заменить человеческий разум искусственным интеллектом, поскольку «сложность человека сопоставима со сложностью Вселенной, именно поэтому мы можем её познавать, пока безгранично, и никакой электрический прибор, даже если он назван искусственным интеллектом, со Вселенной не сравнится». Здесь автор проводит параллели с квантовой физикой: если учёные осознали, что мир нельзя свести к механическим формулам, то почему социальные науки продолжают игнорировать глубинные и трудноизмеримые аспекты жизни?
Вернуть сакральное, по мнению Валерия Александровича, возможно. И даже избежать перегибов, которых многие боятся. В пример он приводит исследование Питирима Александровича Сорокина о мистической энергии любви, где сама проблематика была не просто свежей, а даже возмутительно недопустимой для такой строгой науки, как социология. По большому счету, эти изыскания, построенные на прочном научном фундаменте, являют собой удачную попытку выйти из колеи, в которой оказались общественные науки под гнетом своего генезиса и влияния политических сил и обстоятельств. И если пойти именно таким путём, то наука и религия будут по-прежнему отделены друг от друга, однако это расширит понимание происходящих политических и общественных процессов, детерминированных не только экономическими факторами и социальными институтами.
Ценностный поворот в социологии, если можно так выразиться, — то, что действительно может помочь развитию российского общества. Но только при условии, что «мы вновь поверим в человека — его творческую созидательную силу, в его добродетели, в его стремление к справедливости и правде». И это то, что Валерий Александрович называет гуманизмом, без всяких ненужных ему приставок «пост». Однако готова ли отечественная социологическая наука, помимо выполнения исследовательских, диагностических функций, взвалить на себя сверхзадачу по формированию идеологических ориентиров — то есть, де факто, заняться преобразованием существующего ценностного ландшафта? Вопрос, безусловно, остаётся открытым.
Полностью ознакомиться со статьёй можно по ссылке.