/ Объединения жизненно необходимы

Объединения жизненно необходимы

17 декабря 2024 805 Время чтения минуты

Специально для платформы SocioLogos.ru руководитель Лаборатории Маркетинговых Исследований MarketingLAB Андрей Александрович Широких рассказал о роли исследовательских ассоциаций. Как совместные усилия помогают достижению больших результатов? Зачем создавать патриотичный ответ индексу Бигмака? Наконец, можно ли сохранить легкость в управлении серьезным исследовательcким объединением?

 

Что даёт региональным компаниям объединение в ассоциации?

Мне кажется, что на сегодняшний день в условиях внешней турбулентности обычной региональной исследовательской компании выживать в одиночку, как ранее, уже не очень получается. Поэтому образуются новые сообщества, объединения, ассоциации, где люди обмениваются опытом, совместно проводят проекты и что-то делают вместе. Я думаю, что это основная цель. Плюс, обмен опытом, обучение, поиск заказчиков.

Т.е. одна из целей это аккумуляция ресурсов?

Да, потому что просто некоторые компании не выживают если не объединяться с кем-либо. Даже в нашем регионе, в котором мы начинали, в Краснодаре, многие компании вынуждены были закрыться по понятным причинам, потому что то Ковид нас очень сильно потряс всех, потом события 2022-го года. Думаю, только за счёт объединения, за счёт совместных усилий возможно достижение каких-то больших результатов или вообще возможность существовать хотя бы в том же виде, в котором компании работали до этого.

Ассоциации каким-то образом помогают не только обмениваться опытом, проводить какие-то совместные мероприятия, но и искать заказчиков?

Да, за время членства нашей компании нескольких профессиональных ассоциациях у нас увеличилось число заказов. Не могу сказать, что очень сильно, но, может быть, на 10-20% увеличилось.

А за счёт чего это происходит? Происходит внутренний обмен заказов между членами ассоциации?

Иногда происходит внутренний обмен. Во-первых, другие члены ассоциации дают какие-то проекты, если у них есть проекты, но они не работают в этом регионе. Во-вторых, мы в ассоциации «СоциоЛайф» делаем коммерческие проекты совместными усилиями, и в этом году мы первые такие проекты уже начали реализовывать для крупных клиентов. И, возможно, клиент к нам не пришёл бы, несмотря на то, что наша компания себя уже позиционирует тоже федеральной: мы находимся и в Краснодаре, и часть команды в Москве, и делаем проекты по всей России. Но многие клиенты боятся пойти и обратиться в компанию, которая зарегистрирована, условно, в Краснодаре. Когда они приходят в Ассоциацию, они видят, что там более 35 регионов, которые ассоциация может покрыть, где есть свои представительства, это вызывает больше доверия, и за счёт этого помогает нам привлекать клиентов. Собственно, мы уже реализовываем третий совместный коммерческий проект с членами «СоциоЛайфа».

Для каких целей создавалась Ассоциация? Ведь к тому моменту уже был ряд других отраслевых ассоциаций. Какие цели, отличные от других существующих на рынке ассоциаций, вы преследовали?

Если немножко копнуть в историю создания «СоциоЛайф», то это наследие Олега Кормушина. Он в 2016-м году организовал сообщество «Полстеры.РФ». В 2022-м году сообщество было расформировано основателем, и часть компании решили продолжить взаимодействие. Мы уже притёрлись, привыкли к друг другу, нам хотелось общения, продолжать взаимную коммуникацию, обмениваться опытом. И мы остались и сформировали Ассоциацию Исследователей России «СоциоЛайф». И продолжили то же самое, что делали ранее, это обмениваться опытом, обучаться, проводить какие-то мероприятия, тренинги совместные. Это общение с теми же людьми по духу, которые тебя понимают, с которыми ты говоришь на одном языке. Я считаю, что это самое ценное на сегодняшний день, что может быть. Взаимоподдержка, взаимопомощь, и опять же, за счёт всех этих усилий получение новых заказчиков и возможность сохранять своё место на рынке.

А можете рассказать о тех проектах, которые вам удалось реализовать за два года, с 2022 года?

У нас есть имидживый некоммерческий проект, он делается усилиями членов Ассоциации и также мы привлекаем другие компании, которым это интересно. Проект называется «Котлета с пюрешкой» ‒ это ценовой мониторинг, который своего рода является патриотичным ответом «Индексу Бигмака». Руководит проектом Фёдор Мезенцев, в настоящее время он же и является координатором Ассоциации. Проект заключается в том, что мы в один день в одно время замеряем продуктовую корзину для дневного рациона из завтрака, обеда и ужина. Мы переписываем порядка 35 продуктов в корзине, обходим от трех до пяти основных супермаркетов в городах замера. Помимо общего мониторинга дневного рациона и продуктовой корзины для составления этого рациона, мы ещё замеряем какой-нибудь интересный продукт, условно ‒ сколько летом в разных городах России стоит черешня. Это очень интересно. Когда, условно, на Дальнем Востоке килограмм стоит 1800 рублей, а где-нибудь в Краснодарском крае ‒ 200 рублей. Интересно смотреть на вот эти цифры и динамику, и как это из года в год меняется. Мы можем промониторить цены достаточно быстро и, наши люди ходят по супермаркетам и делают фотофиксацию ценников. Проект стал достаточно успешным ‒ у нас уже от 150 до 200 публикаций в СМИ с результатами. Мы замеряем дефицит продуктов, смотрим, что происходит с ценами. Раньше проводили замер четыре раза в год, раз в квартал, последнее время стали проводить два раза в год. Но, возможно, в перспективе вернёмся тоже к ежеквартальной переписи. Помимо этого мы продуктовую корзину сравниваем с прожиточным минимумом в регионе, и иногда бывают достаточно впечатляющие цифры.

Также мы проводим ежегодный мониторинг «ОмнибусЛайф», руководит проектом Мария Землянская. Опрос мы проводим классическим, стандартным способом ‒ это face-to-face опрос, на планшетах, выборка в среднем 1600-1650 человек. Мы опрашиваем респондентов на различные актуальные темы, какие-то интересные события, которые происходят в стране. Из последнего ‒ по криптовалюте, СИМам и китайским брендам были вопросы. Для чего мы делаем этот проект? Во-первых, для присутствия в СМИ, во-вторых, проект даёт инфоповоды для компаний-участников, некоторые компании-участники используют данные для своих исследований и клиентов. Но прежде всего проект позволяет нам оценивать качество и уровень работы компании внутри Ассоциации. Мы друг друга проверяем, смотрим, как кто справляется, у кого какие ресурсы, контролируем друг друга, высылаем замечания, переделываем если необходимо, и тем самым оцениваем, насколько вообще мы качественно можем выдавать результаты, в каких объёмах и в какие сроки. Потому что онлайн-опрос или телефонный опрос провести ‒ это одно, а вот с реализацией опроса в формате face-to-face сейчас у некоторых компаний возникают сложности. Поэтому мы этот проект продолжаем, он достаточно интересный, и не только со стороны получения какой-то информации и данных, а ещё и для того, чтобы саморазвиваться, самообучаться и контролировать, как вообще работают члены Ассоциации, и поддерживают ли они то качество и тот результат, который мы заявляем. Поэтому участие в таких даже некоммерческих проектах ‒ эффективно, оно сплочает и объединяет команду. Кто-то учится друг у друга, кто-то работает над какими-то замечаниями.

Какие перспективы развития вы видите у Ассоциации?

Я думаю, что наши перспективы развития это увеличение количества проектов и совместных заказов. Некоторые, кстати, компании существенно расширили свою географию работы за два года членства в Ассоциации, они делают больше проектов и в больших объёмах. Мы планируем в будущем тоже увеличивать объёмы и количество заказчиков, повышать экспертность членов Ассоциации, увеличивать количество участников, привлекая другие регионы, а также продолжать общаться и обучаться.

Магистральное направление, насколько я понимаю, это именно проектная деятельность, да?

Одно из направлений, да, хотелось бы это все-таки тоже монетизировать, чтобы это приносило ещё и финансовую заинтересованность для участников. Ну, какая-то материальная сторона чтобы тоже была, потому что общаться-то мы общаемся, это все хорошо, но заказы тоже важны, так как выживать региональным компаниям сейчас достаточно сложно.

А если посмотреть на те компании, которые не ассоциируются, не приосединяются к исследовательским сообществам, в масштабах страны таких наверно порядка 400-500, то как вам кажется, какие могут быть у них антистимулы и барьеры к объединению?

Любое сообщество, любая ассоциация ‒ это в любом случае времязатратно, то есть ничего не будет, если ничего не делать с этим. Каждый член ассоциации должен как-то выкладываться, как-то помогать, взаимодействовать и выделять на это время. Я считаю, что многие не видят в этом полезности, пользы, и не готовы тратить своё время, считая, что оно не окупится, либо не будет оправдано. Непосредственно наша компания «МаркетингЛАБ» состоит в двух ассоциациях: «СоциоЛайф» и Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89». И мы видим в этом абсолютные плюсы, участие в ассоциациях приносит действительно пользу, когда ты выкладываешься, и тебе потом это обратно возвращается. Во-первых, растёт узнаваемость компании, количество заказов, как следствие. И между собой тоже, внутри ассоциации, коллеги делятся какими-то заказами, делятся опытом, ты всегда можешь обратиться за помощью, всегда можешь задать какой-то вопрос, например, в котором ты не являешься экспертом. Я думаю, что один из основных барьеров ‒ то, что надо что-то делать, и это пугает, а действительно, усилия надо прикладывать, может быть, не такие, как себе некоторые представляют, что это будет занимать чуть ли не 50% времени, ‒ нет, это не так. А второе, может быть, ещё не все о нас знают, ‒ мы над этим работаем. Сейчас у нас как раз новый координатор Фёдор Мезенцев будет организовывать отдельно рабочую группу, которая займется привлечением новых участников.

Возможно барьером является не только время, но, наверное, ещё какие-то материальные издержки?

Кстати, да, может быть, многие боятся ещё взносов. Хотя у нас взносы достаточно лояльные, если брать и сравнивать с другими ассоциациями в нашей отрасли, которые есть на сегодняшний день, да и не только в нашей. Но, к сожалению, мы встречали те компании, для которых даже, казалось бы, символические суммы являются большими, что для нас было очень удивительно. Некоторые региональные компании чувствуют себя, видимо, настолько сложно, что даже какие-то минимальные инвестиции не готовы делать, хотя в будущем они окупаются и отбиваются в десятки раз.

Если позволите, моё наблюдение, как стороннего человека по отношению к Ассоциации. Я слежу за многими отраслевыми проектами, вот у «СоциоЛайфа» есть такой вайб лёгкости. То есть есть такие серьёзные, большие, крупные сообщества, и контент у них тоже такой, с официозом: собрались, провели конгресс, конференцию, семинар... А вот «СоциоЛайф» ‒ это так необычно смотрится, вот контент, который создаётся, он как-то не вяжется с таким устоявшимся образом отраслевой ассоциации. Это очень-очень свежо и интересно, и это привлекает.

Мы над этим очень сильно работали. И, наверное, одна из причин, почему «Полстеры» не смогли существовать в том виде, в котором они были раньше, потому что этой лёгкости участникам как раз не хватало. А сейчас лёгкость, она, да, присутствует. И, наверное, это действительно, может быть, даже фишка наша, и хотелось бы лично мне дальше эту лёгкость сохранить.

В этой связи важно сказать о роли координатора в Ассоциации, и о его сменяемости. Это возможность для каждого члена Ассоциации заявить о себе, заявить о своей компании. Это 100% повышает узнаваемость и статусность компании на рынке в целом. Я был первым координатором «СоциЛайфа», второе координаторство прошло под эгидой Людмилы Зотовой и это был прекрасный период. Я заметил, как меняется вообще внутри жизнь Ассоциации. С Людой другие люди стали более активные, которые, например, со мной были не активны. Другими красками заиграла деятельность, добавилось, что ли, женской энергетики, все стало такое воздушное. И это очень важное качество, я считаю, что внутри Ассоциации должна быть сменяемость именно координатора. Это позволяет, как самому координатору набраться опыта, так и поддерживать жизнь ассоциации в разных её концах.

Читайте по теме
На пути к новой социологии?
Специально для платформы SocioLogos.ru разобрали одну из статей научного руководителя ИНИСО Валерия Александровича Фадеева.
31 марта 2025
Проблема эмпирических методов
Специально для платформы SocioLogos.ru профессор СПбГУ Дмитрий Владиславович Иванов подготовил текст о теоретической проблеме эмпирических исследований.
17 февраля 2025
Поделиться

Хочу поделиться

Новостью

Какую компанию вы представляете?*

Регион*

Выберите

Текст обращения

В формате .doc или .pdf, не более 5 Мб
В горизонтальном формате .jpg или .png, не более 5 Мб

Забыли пароль?
Восстановить

Нет аккаунта?
Зарегистрироваться

Ваши персональные данные надежно защищены и зашифрованы по протоколу уровня SSL. В соответствии с заявленными нами гарантиями, мы не передаем Ваши сведения третьим лицам. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 г. No152-ФЗ "О персональных данных"