Специально для платформы SocioLogos.ru руководитель Лаборатории Маркетинговых Исследований MarketingLAB Андрей Александрович Широких рассказал о роли исследовательских ассоциаций. Как совместные усилия помогают достижению больших результатов? Зачем создавать патриотичный ответ индексу Бигмака? Наконец, можно ли сохранить легкость в управлении серьезным исследовательcким объединением?
Что даёт региональным компаниям объединение в ассоциации?
Мне кажется, что на сегодняшний день в условиях внешней турбулентности обычной региональной исследовательской компании выживать в одиночку, как ранее, уже не очень получается. Поэтому образуются новые сообщества, объединения, ассоциации, где люди обмениваются опытом, совместно проводят проекты и что-то делают вместе. Я думаю, что это основная цель. Плюс, обмен опытом, обучение, поиск заказчиков.
Т.е. одна из целей это аккумуляция ресурсов?
Да, потому что просто некоторые компании не выживают если не объединяться с кем-либо. Даже в нашем регионе, в котором мы начинали, в Краснодаре, многие компании вынуждены были закрыться по понятным причинам, потому что то Ковид нас очень сильно потряс всех, потом события 2022-го года. Думаю, только за счёт объединения, за счёт совместных усилий возможно достижение каких-то больших результатов или вообще возможность существовать хотя бы в том же виде, в котором компании работали до этого.
Ассоциации каким-то образом помогают не только обмениваться опытом, проводить какие-то совместные мероприятия, но и искать заказчиков?
Да, за время членства нашей компании нескольких профессиональных ассоциациях у нас увеличилось число заказов. Не могу сказать, что очень сильно, но, может быть, на 10-20% увеличилось.
А за счёт чего это происходит? Происходит внутренний обмен заказов между членами ассоциации?
Иногда происходит внутренний обмен. Во-первых, другие члены ассоциации дают какие-то проекты, если у них есть проекты, но они не работают в этом регионе. Во-вторых, мы в ассоциации «СоциоЛайф» делаем коммерческие проекты совместными усилиями, и в этом году мы первые такие проекты уже начали реализовывать для крупных клиентов. И, возможно, клиент к нам не пришёл бы, несмотря на то, что наша компания себя уже позиционирует тоже федеральной: мы находимся и в Краснодаре, и часть команды в Москве, и делаем проекты по всей России. Но многие клиенты боятся пойти и обратиться в компанию, которая зарегистрирована, условно, в Краснодаре. Когда они приходят в Ассоциацию, они видят, что там более 35 регионов, которые ассоциация может покрыть, где есть свои представительства, это вызывает больше доверия, и за счёт этого помогает нам привлекать клиентов. Собственно, мы уже реализовываем третий совместный коммерческий проект с членами «СоциоЛайфа».
Для каких целей создавалась Ассоциация? Ведь к тому моменту уже был ряд других отраслевых ассоциаций. Какие цели, отличные от других существующих на рынке ассоциаций, вы преследовали?
Если немножко копнуть в историю создания «СоциоЛайф», то это наследие Олега Кормушина. Он в 2016-м году организовал сообщество «Полстеры.РФ». В 2022-м году сообщество было расформировано основателем, и часть компании решили продолжить взаимодействие. Мы уже притёрлись, привыкли к друг другу, нам хотелось общения, продолжать взаимную коммуникацию, обмениваться опытом. И мы остались и сформировали Ассоциацию Исследователей России «СоциоЛайф». И продолжили то же самое, что делали ранее, это обмениваться опытом, обучаться, проводить какие-то мероприятия, тренинги совместные. Это общение с теми же людьми по духу, которые тебя понимают, с которыми ты говоришь на одном языке. Я считаю, что это самое ценное на сегодняшний день, что может быть. Взаимоподдержка, взаимопомощь, и опять же, за счёт всех этих усилий получение новых заказчиков и возможность сохранять своё место на рынке.
А можете рассказать о тех проектах, которые вам удалось реализовать за два года, с 2022 года?
У нас есть имидживый некоммерческий проект, он делается усилиями членов Ассоциации и также мы привлекаем другие компании, которым это интересно. Проект называется «Котлета с пюрешкой» ‒ это ценовой мониторинг, который своего рода является патриотичным ответом «Индексу Бигмака». Руководит проектом Фёдор Мезенцев, в настоящее время он же и является координатором Ассоциации. Проект заключается в том, что мы в один день в одно время замеряем продуктовую корзину для дневного рациона из завтрака, обеда и ужина. Мы переписываем порядка 35 продуктов в корзине, обходим от трех до пяти основных супермаркетов в городах замера. Помимо общего мониторинга дневного рациона и продуктовой корзины для составления этого рациона, мы ещё замеряем какой-нибудь интересный продукт, условно ‒ сколько летом в разных городах России стоит черешня. Это очень интересно. Когда, условно, на Дальнем Востоке килограмм стоит 1800 рублей, а где-нибудь в Краснодарском крае ‒ 200 рублей. Интересно смотреть на вот эти цифры и динамику, и как это из года в год меняется. Мы можем промониторить цены достаточно быстро и, наши люди ходят по супермаркетам и делают фотофиксацию ценников. Проект стал достаточно успешным ‒ у нас уже от 150 до 200 публикаций в СМИ с результатами. Мы замеряем дефицит продуктов, смотрим, что происходит с ценами. Раньше проводили замер четыре раза в год, раз в квартал, последнее время стали проводить два раза в год. Но, возможно, в перспективе вернёмся тоже к ежеквартальной переписи. Помимо этого мы продуктовую корзину сравниваем с прожиточным минимумом в регионе, и иногда бывают достаточно впечатляющие цифры.
Также мы проводим ежегодный мониторинг «ОмнибусЛайф», руководит проектом Мария Землянская. Опрос мы проводим классическим, стандартным способом ‒ это face-to-face опрос, на планшетах, выборка в среднем 1600-1650 человек. Мы опрашиваем респондентов на различные актуальные темы, какие-то интересные события, которые происходят в стране. Из последнего ‒ по криптовалюте, СИМам и китайским брендам были вопросы. Для чего мы делаем этот проект? Во-первых, для присутствия в СМИ, во-вторых, проект даёт инфоповоды для компаний-участников, некоторые компании-участники используют данные для своих исследований и клиентов. Но прежде всего проект позволяет нам оценивать качество и уровень работы компании внутри Ассоциации. Мы друг друга проверяем, смотрим, как кто справляется, у кого какие ресурсы, контролируем друг друга, высылаем замечания, переделываем если необходимо, и тем самым оцениваем, насколько вообще мы качественно можем выдавать результаты, в каких объёмах и в какие сроки. Потому что онлайн-опрос или телефонный опрос провести ‒ это одно, а вот с реализацией опроса в формате face-to-face сейчас у некоторых компаний возникают сложности. Поэтому мы этот проект продолжаем, он достаточно интересный, и не только со стороны получения какой-то информации и данных, а ещё и для того, чтобы саморазвиваться, самообучаться и контролировать, как вообще работают члены Ассоциации, и поддерживают ли они то качество и тот результат, который мы заявляем. Поэтому участие в таких даже некоммерческих проектах ‒ эффективно, оно сплочает и объединяет команду. Кто-то учится друг у друга, кто-то работает над какими-то замечаниями.
Какие перспективы развития вы видите у Ассоциации?
Я думаю, что наши перспективы развития это увеличение количества проектов и совместных заказов. Некоторые, кстати, компании существенно расширили свою географию работы за два года членства в Ассоциации, они делают больше проектов и в больших объёмах. Мы планируем в будущем тоже увеличивать объёмы и количество заказчиков, повышать экспертность членов Ассоциации, увеличивать количество участников, привлекая другие регионы, а также продолжать общаться и обучаться.
Магистральное направление, насколько я понимаю, это именно проектная деятельность, да?
Одно из направлений, да, хотелось бы это все-таки тоже монетизировать, чтобы это приносило ещё и финансовую заинтересованность для участников. Ну, какая-то материальная сторона чтобы тоже была, потому что общаться-то мы общаемся, это все хорошо, но заказы тоже важны, так как выживать региональным компаниям сейчас достаточно сложно.
А если посмотреть на те компании, которые не ассоциируются, не приосединяются к исследовательским сообществам, в масштабах страны таких наверно порядка 400-500, то как вам кажется, какие могут быть у них антистимулы и барьеры к объединению?
Любое сообщество, любая ассоциация ‒ это в любом случае времязатратно, то есть ничего не будет, если ничего не делать с этим. Каждый член ассоциации должен как-то выкладываться, как-то помогать, взаимодействовать и выделять на это время. Я считаю, что многие не видят в этом полезности, пользы, и не готовы тратить своё время, считая, что оно не окупится, либо не будет оправдано. Непосредственно наша компания «МаркетингЛАБ» состоит в двух ассоциациях: «СоциоЛайф» и Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89». И мы видим в этом абсолютные плюсы, участие в ассоциациях приносит действительно пользу, когда ты выкладываешься, и тебе потом это обратно возвращается. Во-первых, растёт узнаваемость компании, количество заказов, как следствие. И между собой тоже, внутри ассоциации, коллеги делятся какими-то заказами, делятся опытом, ты всегда можешь обратиться за помощью, всегда можешь задать какой-то вопрос, например, в котором ты не являешься экспертом. Я думаю, что один из основных барьеров ‒ то, что надо что-то делать, и это пугает, а действительно, усилия надо прикладывать, может быть, не такие, как себе некоторые представляют, что это будет занимать чуть ли не 50% времени, ‒ нет, это не так. А второе, может быть, ещё не все о нас знают, ‒ мы над этим работаем. Сейчас у нас как раз новый координатор Фёдор Мезенцев будет организовывать отдельно рабочую группу, которая займется привлечением новых участников.
Возможно барьером является не только время, но, наверное, ещё какие-то материальные издержки?
Кстати, да, может быть, многие боятся ещё взносов. Хотя у нас взносы достаточно лояльные, если брать и сравнивать с другими ассоциациями в нашей отрасли, которые есть на сегодняшний день, да и не только в нашей. Но, к сожалению, мы встречали те компании, для которых даже, казалось бы, символические суммы являются большими, что для нас было очень удивительно. Некоторые региональные компании чувствуют себя, видимо, настолько сложно, что даже какие-то минимальные инвестиции не готовы делать, хотя в будущем они окупаются и отбиваются в десятки раз.
Если позволите, моё наблюдение, как стороннего человека по отношению к Ассоциации. Я слежу за многими отраслевыми проектами, вот у «СоциоЛайфа» есть такой вайб лёгкости. То есть есть такие серьёзные, большие, крупные сообщества, и контент у них тоже такой, с официозом: собрались, провели конгресс, конференцию, семинар... А вот «СоциоЛайф» ‒ это так необычно смотрится, вот контент, который создаётся, он как-то не вяжется с таким устоявшимся образом отраслевой ассоциации. Это очень-очень свежо и интересно, и это привлекает.
Мы над этим очень сильно работали. И, наверное, одна из причин, почему «Полстеры» не смогли существовать в том виде, в котором они были раньше, потому что этой лёгкости участникам как раз не хватало. А сейчас лёгкость, она, да, присутствует. И, наверное, это действительно, может быть, даже фишка наша, и хотелось бы лично мне дальше эту лёгкость сохранить.
В этой связи важно сказать о роли координатора в Ассоциации, и о его сменяемости. Это возможность для каждого члена Ассоциации заявить о себе, заявить о своей компании. Это 100% повышает узнаваемость и статусность компании на рынке в целом. Я был первым координатором «СоциЛайфа», второе координаторство прошло под эгидой Людмилы Зотовой и это был прекрасный период. Я заметил, как меняется вообще внутри жизнь Ассоциации. С Людой другие люди стали более активные, которые, например, со мной были не активны. Другими красками заиграла деятельность, добавилось, что ли, женской энергетики, все стало такое воздушное. И это очень важное качество, я считаю, что внутри Ассоциации должна быть сменяемость именно координатора. Это позволяет, как самому координатору набраться опыта, так и поддерживать жизнь ассоциации в разных её концах.