/ Психологическое здоровье исследователя

Психологическое здоровье исследователя

18 мая 2025 160 Время чтения минуты

Специально для платформы SocioLogos.ru независимый исследователь, социальный психолог Дарья Александровна Шмидт поделилась данными о психологическом здоровье исследователей и методиками достижения эмоциональной гармонии. Выгорают ли представители профессионального сообщества? Как далеко планируют свою жизнь? Что становится спасательным кругом в пучине повседневной рутины? Наконец, что могут сделать компании и сами сотрудники, чтобы минимизировать стрессовые ситуации?

Профессиональная деятельность исследователя по свое природе дуалистична: она может быть как источником ресурса за счёт постоянного изучения нового, творческих находок и общения с интересными людьми, так и истощать жёсткими временными рамками, монотонными процессами и перманентной необходимости доказывать ценность работы как заказчикам, так и самому себе.

Исследование стало продолжением проекта 2023 года, фокусировавшегося на модераторах фокус-групп. В 2025 году к опросу приглашались уже все исследователи, вне зависимости от специализации. В опросе приняли участие 107 профессионалов, чей опыт позволяет не только диагностировать проблему, но и предложить пути её решения.Участникам было предложено заполнить полуформализованную анкету, включавшую сокращённую методику диагностики эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой); шкалу субъективного контроля и горизонт планирования; оценки коллектива и комфортности обстановки на рабочем месте, а также вопросы о личных стратегиях преодоления стресса.

Ссылка на заполнение анкеты размещалась в профильных сообществах: в Чате Рисёчеров и социальных сетях Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89», что обеспечило разнообразие выборки, хотя и с перекосом в сторону опытных специалистов (средний стаж — 15,7 лет).

Типичный портрет респондента – это женщина (85%), 40,7 лет, из агентства маркетинговых исследований, трудится по 9 часов в день, преимущественно из дома. Выборка во многом оказалась представлена респондентами с управленческим опытом. По-видимому, обладая ресурсами влияния на организационные процессы, участники исследования фокусируются не только на индивидуальном благополучии, но и на системных изменениях для профессионального сообщества.

Показатели выгорания оказались умеренными, что, вероятно, связано с высокой вовлечённостью респондентов во все исследовательские процессы в компаниях. Эмоциональное истощение, которое проявляется в снижении эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости, равнодушии, неспособности испытывать сильные эмоции, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенности жизнью в целом в среднем по выборке составило 3,29 балла по 5-балльной шкале, а деперсонализация – 2,50 балла. Деперсонализация проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей, в отдельных случаях – в раздражительности, циничном или высокомерном отношении к коллегам и респондентам, поэтому относительно низкий показатель по этой шкале вселяет оптимизм.

Признание профессиональных достижений проявляется в позитивном оценивании себя, результатов своего труда и возможностей для профессионального развития. Низкое значение этого показателя может приводить к снижению профессиональной мотивации, избеганию работы сначала психологически, а затем физически. В данном исследовании у респондентов не выявлено серьёзных проблем с признанием профессиональных достижений, что, видимо, связано с относительно высоким статусом участников опроса.

Оптимистичны и оценки обстановки на рабочем месте: её комфортность оценивается в среднем на 7,8 баллов по 10-балльной шкале, а коллектив на основном рабочем месте – на 7,7 баллов. Некоторую тревогу вызывает горизонт планирования: 36% живут «от проекта к проекту», лишь 27% строят планы на 1–2 года, что отражает нестабильность профессиональной среды. Средний показатель самоэффективности, то есть уверенности, что происходящее в жизни респондентов в нынешних обстоятельствах зависит, главным образом, от них самих, составляет 6,8 баллов по 11-балльной шкале.

Стрессоры и ресурсы в исследовательской деятельности формируют многомерную экосистему, где факторы стресса и поддержки распределены по восьми ключевым уровням: от ресурсного (время, деньги) через организационный и социальный к смыслообразующему (польза для общества). Каждый уровень усиливает или компенсирует воздействие других, определяя баланс между выгоранием и продуктивностью.




Ключевые опоры для исследователей в повседневной рутине – поддержка семьи и коллег, двигательная активность и другие хобби, домашние животные, а также сочетание разноплановых задач или отказ от неприятных рабочих задач. С психологом или коучем работает каждый десятый, примерно столько же практикуют такие доступные методы самопомощи как медитацию или аутотренинг. Некоторых коллег мотивирует выход за пределы рутины в исследовательском процессе: «невыполнимые» задачи, конференции, наставничество.

По результатам исследования можно сформулировать некоторые общие рекомендации для исследовательских компаний для развития поддерживающей профессиональной среды:

  1. Внедрить чёткие KPI, увязав личные цели сотрудников с корпоративными. Это будет особенно востребовано поколением Z, которое ценит измеримые результаты и хочет видеть, как их вклад влияет на общий успех.
  2. Обеспечить поддержку work-life balance через гибкий график, ограничение внеурочных задач и признание права на «цифровой детокс», что позволит снизить риски выгорания и повысить лояльность, особенно среди молодых сотрудников, для которых свобода и отдых — ключевые ценности.
  3. Реализовать двустороннюю систему обратной связи с регулярными опросами и индивидуальными беседами. Помнить, что публичная похвала укрепляет мотивацию, а приватная критика сохраняет доверие, помогая выявлять системные проблемы до их эскалации.
  4. Проводить психологические тренинги по коммуникациям, управлению стрессом и эмоциональной саморегуляции, что позволит снизить конфликтность в коллективе и повысить адаптивность сотрудников в быстро меняющихся условиях.
  5. Внедрить проекты pro bono, позволяющие реализовывать креативные идеи сотрудников и экспериментировать с методологией. Свобода творчества в некоммерческих задачах стимулирует инновации и даёт ощущение социальной значимости работы.
  6. Содействовать участию в профильных мероприятиях и публично признавать достижения сотрудников, так как обмен опытом укрепляет экспертный статус, а публичность достижений повышает самооценку и вовлечённость персонала.

Данные шаги не требуют глобальных бюджетов, но меняют систему и снижают текучесть кадров. А системное взаимодействие с заказчиками, включающее обоснованное формирование бюджетов, внедрение прозрачной обратной связи и замену бюрократии выверенными процессами, выступает катализатором устойчивого развития исследовательской экосистемы.

Важно помнить, что психологическое благополучие человека невозможно без его активного вовлечения в этот процесс, и каждый сотрудник во многом сам ответственен за своё психологическое состояние. На индивидуальном уровне для достижения и сохранения эмоциональной гармонии необходимо придерживать нескольких основных правил:

  1. Сделать своё эмоциональное состояние предметом исследования, выработать для себя рекомендации по сохранению и преумножению психологического ресурса и, самое главное, их соблюдать.

  2. Выполнять рабочие процессы из состояния «взрослого», а не «родителя» или «ребёнка» (по Э.Берну).

  3. Время от времени возвышаться над рутиной, задумываться о конечности и смысле жизни: через призму этих мыслей рабочие процессы всегда воспринимаются немного иначе.

  4. «Заземляться» и «перезагружаться», переключаясь с рабочих процессов на физическую активность или бытовые дела.

  5. Поддерживать финансовую устойчивость, добиваясь преобладания доходов над расходами.

  6. Поддерживать организм в ресурсном состоянии за счёт полноценного питания, сна и физической активности.

Психологическое здоровье исследователя – не личная проблема, а системный вызов. Как показало исследование, даже в токсичной среде можно находить опоры для психологического благополучия, и наша ключевая задача – сообща трансформировать культуру отрасли, сделав её более человекоцентричной.


Читайте по теме
На пути к новой социологии?
Специально для платформы SocioLogos.ru разобрали одну из статей научного руководителя ИНИСО Валерия Александровича Фадеева.
31 марта 2025
Проблема эмпирических методов
Специально для платформы SocioLogos.ru профессор СПбГУ Дмитрий Владиславович Иванов подготовил текст о теоретической проблеме эмпирических исследований.
17 февраля 2025
Поделиться

Хочу поделиться

Новостью

Какую компанию вы представляете?*

Регион*

Выберите

Текст обращения

В формате .doc или .pdf, не более 5 Мб
В горизонтальном формате .jpg или .png, не более 5 Мб

Забыли пароль?
Восстановить

Нет аккаунта?
Зарегистрироваться

Ваши персональные данные надежно защищены и зашифрованы по протоколу уровня SSL. В соответствии с заявленными нами гарантиями, мы не передаем Ваши сведения третьим лицам. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 г. No152-ФЗ "О персональных данных"