Специально для платформы SocioLogos.ru независимый исследователь, социальный психолог Дарья Александровна Шмидт поделилась данными о психологическом здоровье исследователей и методиками достижения эмоциональной гармонии. Выгорают ли представители профессионального сообщества? Как далеко планируют свою жизнь? Что становится спасательным кругом в пучине повседневной рутины? Наконец, что могут сделать компании и сами сотрудники, чтобы минимизировать стрессовые ситуации?
Профессиональная деятельность исследователя по свое природе дуалистична: она может быть как источником ресурса за счёт постоянного изучения нового, творческих находок и общения с интересными людьми, так и истощать жёсткими временными рамками, монотонными процессами и перманентной необходимости доказывать ценность работы как заказчикам, так и самому себе.
Исследование стало продолжением проекта 2023 года, фокусировавшегося на модераторах фокус-групп. В 2025 году к опросу приглашались уже все исследователи, вне зависимости от специализации. В опросе приняли участие 107 профессионалов, чей опыт позволяет не только диагностировать проблему, но и предложить пути её решения.Участникам было предложено заполнить полуформализованную анкету, включавшую сокращённую методику диагностики эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой); шкалу субъективного контроля и горизонт планирования; оценки коллектива и комфортности обстановки на рабочем месте, а также вопросы о личных стратегиях преодоления стресса.
Ссылка на заполнение анкеты размещалась в профильных сообществах: в Чате Рисёчеров и социальных сетях Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89», что обеспечило разнообразие выборки, хотя и с перекосом в сторону опытных специалистов (средний стаж — 15,7 лет).
Типичный портрет респондента – это женщина (85%), 40,7 лет, из агентства маркетинговых исследований, трудится по 9 часов в день, преимущественно из дома. Выборка во многом оказалась представлена респондентами с управленческим опытом. По-видимому, обладая ресурсами влияния на организационные процессы, участники исследования фокусируются не только на индивидуальном благополучии, но и на системных изменениях для профессионального сообщества.
Показатели выгорания оказались умеренными, что, вероятно, связано с высокой вовлечённостью респондентов во все исследовательские процессы в компаниях. Эмоциональное истощение, которое проявляется в снижении эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости, равнодушии, неспособности испытывать сильные эмоции, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенности жизнью в целом в среднем по выборке составило 3,29 балла по 5-балльной шкале, а деперсонализация – 2,50 балла. Деперсонализация проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей, в отдельных случаях – в раздражительности, циничном или высокомерном отношении к коллегам и респондентам, поэтому относительно низкий показатель по этой шкале вселяет оптимизм.
Признание профессиональных достижений проявляется в позитивном оценивании себя, результатов своего труда и возможностей для профессионального развития. Низкое значение этого показателя может приводить к снижению профессиональной мотивации, избеганию работы сначала психологически, а затем физически. В данном исследовании у респондентов не выявлено серьёзных проблем с признанием профессиональных достижений, что, видимо, связано с относительно высоким статусом участников опроса.
Оптимистичны и оценки обстановки на рабочем месте: её комфортность оценивается в среднем на 7,8 баллов по 10-балльной шкале, а коллектив на основном рабочем месте – на 7,7 баллов. Некоторую тревогу вызывает горизонт планирования: 36% живут «от проекта к проекту», лишь 27% строят планы на 1–2 года, что отражает нестабильность профессиональной среды. Средний показатель самоэффективности, то есть уверенности, что происходящее в жизни респондентов в нынешних обстоятельствах зависит, главным образом, от них самих, составляет 6,8 баллов по 11-балльной шкале.
Стрессоры и ресурсы в исследовательской деятельности формируют многомерную экосистему, где факторы стресса и поддержки распределены по восьми ключевым уровням: от ресурсного (время, деньги) через организационный и социальный к смыслообразующему (польза для общества). Каждый уровень усиливает или компенсирует воздействие других, определяя баланс между выгоранием и продуктивностью.
Ключевые опоры для исследователей в повседневной рутине – поддержка семьи и коллег, двигательная активность и другие хобби, домашние животные, а также сочетание разноплановых задач или отказ от неприятных рабочих задач. С психологом или коучем работает каждый десятый, примерно столько же практикуют такие доступные методы самопомощи как медитацию или аутотренинг. Некоторых коллег мотивирует выход за пределы рутины в исследовательском процессе: «невыполнимые» задачи, конференции, наставничество.
По результатам исследования можно сформулировать некоторые общие рекомендации для исследовательских компаний для развития поддерживающей профессиональной среды:
Данные шаги не требуют глобальных бюджетов, но меняют систему и снижают текучесть кадров. А системное взаимодействие с заказчиками, включающее обоснованное формирование бюджетов, внедрение прозрачной обратной связи и замену бюрократии выверенными процессами, выступает катализатором устойчивого развития исследовательской экосистемы.
Важно помнить, что психологическое благополучие человека невозможно без его активного вовлечения в этот процесс, и каждый сотрудник во многом сам ответственен за своё психологическое состояние. На индивидуальном уровне для достижения и сохранения эмоциональной гармонии необходимо придерживать нескольких основных правил:
Сделать своё эмоциональное состояние предметом исследования, выработать для себя рекомендации по сохранению и преумножению психологического ресурса и, самое главное, их соблюдать.
Выполнять рабочие процессы из состояния «взрослого», а не «родителя» или «ребёнка» (по Э.Берну).
Время от времени возвышаться над рутиной, задумываться о конечности и смысле жизни: через призму этих мыслей рабочие процессы всегда воспринимаются немного иначе.
«Заземляться» и «перезагружаться», переключаясь с рабочих процессов на физическую активность или бытовые дела.
Поддерживать финансовую устойчивость, добиваясь преобладания доходов над расходами.
Поддерживать организм в ресурсном состоянии за счёт полноценного питания, сна и физической активности.
Психологическое здоровье исследователя – не личная проблема, а системный вызов. Как показало исследование, даже в токсичной среде можно находить опоры для психологического благополучия, и наша ключевая задача – сообща трансформировать культуру отрасли, сделав её более человекоцентричной.