Специально для платформы SocioLogos.ru социолог, основатель Cherkashina Research Анастасия Черкашина рассказала о 5-й волне «Трендов рынка исследований». Почему нужны отдельные исследования рынка? Как получается, что сами исследователи не видят общей картины? Старый добрый маркетинг — пациент скорее жив? Или ему уже необходимы торжественные похороны? Наконец, как исследователю быть конкурентным в потоке всевозможных данных?
В 2016 году я начала делать исследований рынка исследований — «тренд репорты». Делала потому, что самой было интересно. Моей основной целью тогда было понять, что в целом происходит: что волнует коллег, какие вызовы они видят перед собой, чего не хватает. На тот момент я уже пару лет работала самостоятельно и ощущала информационный вакуум. Каналов, конференций, публикаций об исследованиях было мало. И я решила запустить такой свой инициативный проект. Лично мне он помог ответить на вопросы, и я поделилась своими результатами с сообществом.
С тех пор прошло уже 8 лет, и скоро на AdIndex выйдет уже 5-я волна «Трендов рынка исследований» от Cherkashina Research. Каждый проект — это аналитический материал с цитатами экспертов рынка. В каждой волне принимают участие порядка 20 игроков — представители исследовательских агентств, исследователи со стороны бизнеса, независимые эксперты. Первое исследование было проводить непросто, я встречала вопросы «зачем это нужно?», «почему я это делаю», но довольно быстро стало очевидно, что коллегам мой материал тоже интересен. Люди начали приходить сами и предлагать дать интервью для проекта, интересоваться, когда будет следующий отчет.
Сейчас ситуация сильно изменилась, материалов об исследованиях стало больше. Коллеги пишут разные статьи, заводят каналы, увеличивается количество конференций, митапов. Значимость проявленности растет, в отдельных компаниях визибилити — это KPI карьерного роста, и это всё только подогревает отраслевую и профессиональную активность. И вроде бы мы должны лучше понимать, что происходит на рынке, без всяких отдельных исследований, но на самом деле это не так. Общая картинка зачастую не складывается. И если посмотреть на некоторые результаты последнего исследования, то можно понять, почему так происходит.
Рынок исследований сильно меняется, становится сложнее, фрагментированнее. Почему так происходит? Дело не столько в ковиде, и в экономико-политической ситуации. Меняется сам бизнес. Цифровизация и 4-я промышленная революция изменили способ работы многих компаний. Исследователи привыкли работать с маркетингом как с заказчиком, но за последние годы старый добрый маркетинг, как он описан в учебнике Котлера, потерял свои позиции, его сфера влияния значительно сузились. На несколько лет ключевыми фигурами стали продакт и продакт-маркетолог, но в целом уже сейчас становится понятно, что и эти роли не стали серебряной пулей в решении задач бизнеса. И вот уже на рынке растет новая «спасительная» роль — CX-менеджеры. На самом деле для бизнеса это всего лишь попытки найти оптимальные способы управлять потоками информации внутри компаний. Потому что старые подходы показывают свою неэффективность в новых реалиях.
Цифровизация процессов и целых бизнесов привела к тому, что данных внутри компаний стало очень много. И сейчас ключевая проблема не в их сборе, а в упорядочивании, управлении, с последующей постановкой правильных вопросов. Бизнес ищет специалистов и инструменты, которые помогут извлекать пользу из данных наиболее эффективно. Если раньше под источниками информации для бизнеса мы подразумевали маркетинговые и реже социальные исследования, то сейчас к ним уже относят и UX-аудит, и ML, и CRM, и много чего еще. А для бизнеса это всё — «исследования», ведь вопрос не в том, где и как собрать данные, а в том, как извлечь из них ценность. По сути, классические рисёчеры конкурируют уже даже не друг с другом, а со всем этим обилием источником информации. И побеждают те источники информации, которые для бизнеса понятнее и лучше/быстрее встраиваются в бизнес-процессы компании.