На протяжении двух лет ФОМ реализует масштабный образовательный проект для российских студентов, интересующихся социологическими исследованиями, под названием «ФОМ-мастерская». На вопросы о том, для чего он нужен и какие неожиданные бонусы приносит компании просветительская деятельность отвечает руководитель группы партнерских коммуникаций ФОМ, кандидат социологических наук Роман Евгеньевич Бумагин.
— Расскажите, что такое «ФОМ-Мастерская»? В чем её изначальный замысел?
В начале 2023 года ФОМ в партнерстве с факультетом социальных наук МВШСЭН (Шанинки) запустил проект «ФОМ-Мастерская». На протяжении весеннего семестра студенты факультета посещали офлайн и онлайн специальные 45-мнутные лекции ключевых сотрудников ФОМа. ФОМ-Мастера — так в рамках этого проекта именовались эксперты-лекторы — рассказывали о том, как организован тот или иной производственный участок одной из крупнейших опросных фабрик страны. В весеннем семестре 2024 года этот опыт был масштабирован. На этот раз двери «ФОМ-Мастерской» открылись для студентов не только социологических, но и смежных специальностей всех университетов России, которые откликнулись на разосланные по учебным заведениям приглашения.
В выступлениях экспертов — ФОМ-Мастеров главный акцент – на наглядности и историчности бизнес-процессов и корпоративных практик: как это у нас делается, что конкретно делается, как мы к этому пришли (из чего это выросло). Кроме того, в фокусе внимания неизбежно оказываются сами докладчики и их команды. Центральные вопросы здесь: «Кто эти люди, занимающиеся всеми этими вещами, из какого теста они сделаны?» и «Какими свойствами нужно обладать, чтобы работать на этом участке?». При этом подспудно лекторы явно или неявно отвечают на вопросы и о себе: «Что значимого, трудясь на своей позиции, мы сделали в ФОМе?», «Что мы сделали до ФОМа и за пределами ФОМа?».
Назначение «ФОМ-Мастерской» — дать студентам-социологам (а также учащимся, осваивающим смежные специальности) представление о том, как выглядит работа исследователя-практика в реальной жизни и просто познакомить с ФОМом. Изначально предполагалось, что в неизбежно возникающих в рамках такого долговременного и систематического взаимодействия у его участников возникнут взаимоотношения, в конечном итоге дружба, а у студентов — теплые воспоминания о ФОМе.
— Вы сейчас использовали конструкцию «изначально предполагалось». Означает ли это, что что-то не получилось или пошло не так?
Нет-нет. Всё, что было задумано, удалось реализовать. Но возник один изначально не запланированный эффект. Довольно быстро выяснилось, что корпус самопрезентаций сотрудников оказывает сильный положительный эффект и на внутреннюю аудиторию компании, включая самих выступающих. Во время лекций сотрудники ФОМа с огромным интересом смотрели онлайн-трансляции, а те, кто присутствовал в этот момент в офисе (с начала пандемии ковида ФОМ работает преимущественно в дистанционном режиме) приходили в конференц-зал, где проходили занятия и, если находилось место слушали выступления коллег вживую. Потом делились своими впечатлениями друг с другом. Порой в таких обсуждениях звучали фактчекинговые суждения типа «Помню-помню, так оно и было». Но самой частой эмоцией со стороны коллег, годами работающих плечом-к плечу с ФОМ-Мастерами, было удивление: «Так вот какие (важные) вещи делаются в соседнем подразделении! Так вот с какими (великими) людьми я работаю рядом!».
Доминирование у внутренней аудитории этой эмоции удивления было изучено специально, и оказалось, что «ФОМ-Мастерская» — ультаэффективное решение в области HR, тимбилдинга и внутрикорпоративных коммуникаций. Фактически ФОМ добавил инжиниринга в то, что обычно протекает хаотично и спонтанно — в процесс знакомства сотрудников с организацией и друг с другом.
— Насколько это отличается от естественного процесса знакомства нового сотрудника с организацией и будущими коллегами?
Это очень важный вопрос. Отличается радикально. Как это обычно новый сотрудник вливается в коллектив? Человек приходит в компанию и предъявляет себя другим, в первую очередь, как физическое тело в здесь-и-сейчас. Его встречают что называется «по одежке». Но и он всех встречает точно так же по одежке. Происходят множественные и спонтанные самопрезентации, но мн ого ли расскажешь о своих 20, 30, 40, 50, 60 прожитых годах за те 20-30 секунд, которые этикет отводит на самоописание при знакомстве? Только самое главное — достаточное, чтобы сформировать первичный стереотип, не более того. Как выделяется это самое главное? Через ту задачу, ради которой человека, собственно, и приглашают на работу. Рассказывать сходу даже про свои хобби — уже рискованно, потому что не к месту, могут не так понять. И вот это едва раскрывшееся для других физическое тело находится в окружении других таких же физических тел и со временем понемногу, через поступки, но больше через трудно поддающиеся администрированию мини-беседы, неизбежно возникающие в ходе работы, постепенно узнает что-то о коллегах, с которыми говорит, о коллегах, о которых говорят, и о компании. И другие тоже понемногу что-то узнают о новичке.
Этот процесс неизбежен, он продиктован самой природой человека, самой жизнью, его нельзя остановить. Человек — животное социальное, он всегда будет говорить, даже если разговоры под запретом (ср. армейский окрик «разговорчики в строю!»).
Но какой образ себя в глазах других, других в глазах вновь пришедшего формируется у участников этих не поддающихся подсчету и учету спонтанных хаотичных взаимодействий? На этот вопрос точно ответить невозможно. Правильный ответ — «какой-то». Скорее всего, неполный и искаженный. В пространстве корпорации мы друг для друга избушки, всегда повернутые плюс-минус одной и той же стороной. Вот только той ли стороной? Правильной ли? Об этом некогда подумать в бесконечном потоке текущих рабочих задач. Как сложилось, так сложилось.
ФОМ-Мастерская показала, что этот процесс можно канализировать, администрировать. Если на входе давать потенциальным сотрудникам полную, важную, систематическую, да еще при этом яркую и интересную информацию о компании, о больших проектах, которые в ней делаются (корпус видеозаписей, накопленных в рамках двух сезонов ФОМ-мастерской отлично для этого подходит), то оказывается, что не только для новичков, но и для людей, знающих друг друга десятилетиями, их коллеги и сама компания откроются с новой стороны. В выигрыше все: и те, кто отрефлексировал и инвентаризовал свои свершения, свою значимость для общего дела и рассказал об этом всем, не стесняясь, ибо формат позволяет и поощряет; и его давние коллеги и друзья, узнавшие своего товарища с новой – правильной – стороны; и компания, которая оказалась не просто офисом из бетона и кирпичей со стеклянными стенами, столами и компьютерами, а местом, где вершатся такие дела! Команда становится сплоченнее, мотивация к труду вырастает, а новички сходу понимают, в какое подразделение они попали и с какими людьми им предстоит делать общее дело.
— Как компания распорядилась этим открытием, этим социально-инжиниринговым инструментом?
В ФОМе этот инструмент сработал в моменте: уже весной 2023 года наши сотрудники оказались под его воздействием еще до того, как стали известны производимые им эффекты. Тогда большинство сотрудников компании ознакомились с выступлениями ФОМ-мастеров и их рассказами о себе и своих производственных участках. Потом этот опыт повторился весной 2024 года.
Затем материалы ФОМ-Мастерской были упорядочены и упакованы в удобный гайд. Это уже то, что можно назвать консервированным знанием. В гайде – разложенные по разделам и снабженные аннотациями видеозаписи выступлений ФОМ-мастеров и другие текстовые и мультимедийные материалы. Сейчас мы готовимся к тому, чтобы сделать этот гайд частью стартового «социализационного пакета» сотрудников, приходящих на работу в ФОМ – они смогут не спеша знакомиться со своими коллегами и компанией в целом.